Мусульманская Азия XI—ХII вв. – «Сельджукский Восток»
Империя тюрков / Тюрки в мусульманском мире / Мусульманская Азия XI—ХII вв. – «Сельджукский Восток»

Подведем итоги, поскольку множество событий, происходивших на мировой сцене, мешают нам увидеть главное: тюркский мир потерял свой центр тяжести и, смещаясь к западу, оказался в самом лоне Дар аль-Ислама, тем самым расширив его границы.

До первого тысячелетия нашей эры Отюкен, т. е. северная часть Монголии, земля, которая, по выражению самих тюрков, «держит империю», оставалась в их руках: после хуннов там обосновались ту-кю, жужани, уйгуры и кыргызы. Все они черпали оттуда силы, которые предстояло проявить и в Китае, и в Европе. Несмотря на то, что тюрки издавна смотрели больше на запад, чем на восток, в Х в. они, тем не менее, вторглись в Поднебесную империю.

Сто лет спустя все изменилось, еще большие перемены произошли в XII и XIII вв. В Монголии тюркские племена были неспособны бороться за главенство среди монголов: путь в Китай был закрыт для первых и открыт для вторых. Некоторые тюрки были оттеснены на север, в Сибирь, например предки тех, которых русские назовут, согласно тунгусской терминологии, «якутами» и которые жили севернее байкальских тюркских племен. Другие ушли на запад, на территорию, расположенную между Алтаем и Уралом, где они долгое время оставались кочевниками и язычниками, живя на окраине угасающей, но все еще живой уйгурской цивилизации. Северное побережье Черного моря продолжало оставаться тюркским, находясь в руках кыпчаков и печенегов. Булгары и караханиды обратились в религию, которую проповедовали ученики Мухаммеда, а газневиды привнесли ее в Индию. И те и другие превратили огромные территории в политическую и культурную сферу влияния ислама. На Среднем Востоке власть принадлежала тюркам от Афганистана до Рума, включая Мавераннахр, Хорезм, Иран, Сирию. В Египте, особенно начиная с 980 г., все большую роль играли мамлюки. Целые провинции переживали этап тюркизации, а позже становились плацдармом для предстоящих завоеваний. Ясно, что будущее открывало новые горизонты, связанные в основном с исламом.

Историки часто называют «Сельджукским Востоком» всю мусульманскую Азию XI–XII вв., чтобы подчеркнуть ее относительное единство после переселения туда огузских племен, среди которых сельджуки были лишь самыми «представительными». Это определение, оставляющее в тени очевидные различия, нельзя применить к караханидам и булгарам, которые представляли однородные формирования и были тюрками с головы до пят. Зато оно подходит для всех остальных государств, где тюркское меньшинство доминирует над нетюркским большинством: арабами, иранцами, индусами, – где существовала та же самая проблема – проблема конфронтации с исламом кочевников, вышедших из одной среды и имевших одинаковый менталитет, и где эта проблема находила одинаковые решения.

Смотрите также

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...