Тэмуджин. Путь к властиИмперия тюрков / Империя Чингисхана / Тэмуджин. Путь к властиСтраница 3
Тем временем произошел разрыв между Тэмуджином и Джамухой, несмотря на то что они стали анда. Каждый из них стремился прибрать к рукам старое Монгольское ханство и получить ханский титул. Особенностью периода с 1180 по 1183 г. было начало целеустремленной политической борьбы (не межплеменной и случайной), связанной с конфликтом Джамухи и Тэмуджина.
Они, объединив силы, жили единым лагерем в течение полутора лет. Затем их отношения стали натянутыми, и в конечном итоге они решили расстаться. Согласно «Сокровенному сказанию», именно Бортэ посоветовала Тэмуджину разделить лагерь с Джамухой. Бартольд попытался интерпретировать разрыв между двумя лидерами как результат фундаментального расхождения их социальных философий. Он представил Тэмуджина сторонником аристократии, а Джамуху – сторонником простолюдинов. Владимирцов первоначально принял эту интерпретацию, но затем отверг ее. В действительности нет никаких свидетельств «демократичности» политической программы Джамухи. Конфликт между ним и Тэмуджином был столкновением между двумя сильными лидерами, стремившимися к власти. Кроме того, Джамуха считался «младшим братом» Тогрул-хана, в то время как Тэмуджин – «сыном». В иерархии феодальных отношений, принятых в Центральной Азии и Китае, это означало, что Джамуха был «старше» – как «дядя» Тэмуджина. Предположительно, Джамуха, который был выдающимся воином в то время, когда Тэмуджин только появился при дворе Тогрул-хана, рассматривал себя в качестве естественного лидера этого союза. Очевидно, для Тэмуджина дружба на подобных условиях не могла быть прочной.
В «Сокровенном сказании» отмечается, что после полутора лет совместных странствий в районе Коргунак-Джибур на Ононе они расстались на том самом месте, где праздновал свое избрание последний монгольский хан Кутула, что вызывало еще большие амбиции двух молодых предводителей.
Новость о разрыве между двумя предводителями породила много шума среди родичей и вассалов. Сразу же стало ясно, что большинство симпатизировало Тэмуджину, а не Джамухе: многие влиятельные родовые предводители решили следовать за Тэмуджином, среди них был дядя Тэмуджина и несколько вождей, связанных с родом борджигинов. Один из сторонников Тэмуджина, Корчи, принадлежавший клану баарин, заявил, что видел сон, в котором Великий Дух открыл ему высокую судьбу Тэмуджина. Естественно, собрание родовых вождей при дворе Тэмуджина заявило о верности и обещало ему лучшую часть добычи от будущих походов.
Основной тип степной политики был достаточно прост. Если одно из племен становилось слишком сильным, другие племена объединялись против него. Многообразие союзов объяснялось значительным числом межклановых отношений, единством или разладом родов в одном и том же племени, а также дружбой или соперничеством вождей. Вассальная зависимость и лояльность одному сюзерену или названному брату длились до тех пор, пока казались политически полезными обеим сторонам, и до того, как дружба омрачалась обидой. В этом мобильном феодальном обществе степей любой вассал по обычаю имел право бросить вызов своему сюзерену и предложить свои услуги другому. Поэтому, даже если племенной вождь преуспевал в создании большого ханства, его власть никогда не была тверда, сформированное им государство могло распасться так же быстро, как было основано. Игра могла идти до бесконечности и шла до тех пор, пока Чингисхан не поменял правила.
Итак, из двух претендентов на власть в новом царстве представители старой ханской власти предпочли Тэмуджина, считая его «традиционалистом» и, следовательно, более лояльным, нежели вспыльчивый и авантюрный Джамуха. Алтан, законный наследник старого ханства, отказался от ханского титула и, хотя не без колебаний, проголосовал за избрание предводителем Тэмуджина, но позже он понял свою ошибку и присоединился к врагам Тэмуджина. Однако было уже поздно…
Сюзерен Тэмуджина, Тогрул-хан, был вовремя проинформирован о решении вождей монгольских родов. Тогрул казался довольным честью, возданной его вассалу, и подтвердил результаты выборов.
Вскоре после этого, поддерживаемые дипломатией Цзинь, Тогрул и Тэмуджин предприняли кампанию против татар. Тэмуджин, естественно, с энтузиазмом воспринял возможность отомстить за смерть своего отца. Татары были побеждены, и в знак признания победы правительство Цзинь даровало Тогрулу титул «ван» (царь), а Тэмуджину – «джохури» (региональный ответственный за пограничные территории). С этого времени Тогрулхан был известен как Ванхан. Что же касается Тэмуджина, то дарованный ему титул был слишком скромен, чтобы хвастаться им.
Вокруг Тэмуджина образовалась дружина в 13 тыс. воинов. В 1182 г. они избрали Тэмуджина ханом под именем Чингис и принесли ему присягу.
Смотрите также
История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «шаман» на их языке — связано с понятием « ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...