Объединение МонголииИмперия тюрков / Империя Чингисхана / Объединение МонголииСтраница 3
Сражение было тяжелым. Соратник Чингисхана, старый Хуилдара, предводитель клана урудов, проявил чудеса храбрости, и не он один. Тем не менее, ввиду численного превосходства кераитов, Чингисхан ночью оставил поле битвы. Его третий сын, Огодай, и два самых преданных офицера, Боорчу и Борокул, не успели уйти. Когда они снова соединились, Борокул, верхом на лошади, держал на руках Огодая, раненного стрелой в живот. Как гласит «Сокровенное сказание», увидев эту картину, «железный повелитель» заплакал.
Итак, Чингисхан отступил ближе к устью Халагун-ола, где жили унгираты – племя, из которого вышла жена Чингисхана. Он обратился к ним и получил согласие поддержать его.
Чингисхан направил Ванхану послание, в котором он пытался тронуть сердце своего бывшего сюзерена, вспоминая годы дружбы и свою преданность. По его словам, он хотел только одного – снова заслужить его милость (а Сэнгум комментировал это так: усыпить бдительность Ванхана). Он называл Ванхана своим отцом, «хан-ичиге», и подчеркивал, что всегда выполнял обязанности вассала. Он также напоминал Алтану, что если он, Чингисхан, и согласился на ханство, то только потому, что и Алтан и другие наследники старшей ветви отказались от этого. Под лирико-эпической формой скрывался юридический аргумент, подтверждающий честность автора как человека и как союзника и его верность старому сюзерену. С политической точки зрения Ванхан, который слишком поздно разглядел в бывшем вассале сильную личность, совершил ошибку, поддержав первые шаги Чингисхана. Но, разорвав их союз и предательски атаковав Чингисхана, он предоставил ему полное право действовать точно так же. И в этой игре старый кераитский царь, находившийся под влиянием своего окружения, а также под угрозой бунта собственного сына Сэнгума (если он не пойдет с ним до конца), не мог тягаться с Чингисханом.
Для Чингисхана это был трудный период. Перед лицом численного превосходства противника он был вынужден отступить далеко на север, до границы Монголии, к Забайкалью. Он ушел с горсткой сторонников к истоку реки Тура южнее Читы, и им пришлось пить грязную воду из небольшого озера под названием Балджуна. Там он провел лето 1203 г. Люди, делившие с ним тяготы изгнания, балджунийцы, впоследствии были щедро вознаграждены.
Между тем коалиция, созданная против Чингисхана, снова распалась, потому что составлявшие ее кочевники считали себя связанными только «сезонными» военными пактами. По сообщению Рашид-ад-Дина, некоторые из монгольских вождей, которые из ненависти к Чингисхану примкнули к Ванхану – Дааритай, Хучар, Алтан, Джамуха, – устроили заговор с целью уничтожения кераитского царя. Ванхана вовремя предупредили, и он принял суровые меры, а заговорщики сбежали. Джамуха, Хучар и Алтан ушли к найманам, а Дааритай пошел на поклон к Чингисхану.
В этой связи положение Чингисхана значительно улучшилось, когда осенью 1203 г. он двинулся в направлении Онона, дабы перехватить инициативу. Он поручил Казару, чья семья находилась в руках кераитов, усыпить бдительность Ванхана лживыми обещаниями. В итоге Ванхан вступил в мирные переговоры и послал Чингисхану бычий рог, наполненный кровью, в знак доверия. В то же время Чингисхан после скрытого марша напал на кераитскую армию и рассеял ее. Эта битва, которая, согласно «Сокровенному сказанию», произошла около горы Джеджеер, между истоками Толы и Керулена, ознаменовала окончательный триумф Чингисхана. Ванхан и его сын Сэнгум бежали на запад. Прибыв в страну найманов, Ванхан был убит – судя по всему, ошибочно.
Сэнгум пересек Гоби, некоторое время промышляя разбоем на границах царства Си-Хья. В районе Хотана вождь племени калач схватил и убил Сэнгума.
Путь к гегемонии в монгольской степи для Чингисхана теперь был открыт. Значение этого события трудно переоценить – подручный хан одного из самых крупных протогосударств в монгольских степях резко поменял там всю политическую ситуацию за какие-то год-два. Присоединив к себе владения Ванхана, Чингисхан теперь стал вровень со всеми оставшимися вне его власти группировками монгольских племен – найманами и их союзниками. Неудивительно, что события по разгрому кераитов потрясли современников. Вплоть до XVII в. сохранялись у потомков монгольских завоевателей Сибири эпические предания о них.
Так закончило свое существование самое сильное и древнее христианское ханство Центральной Азии, пав жертвой язычников. На основании источников можно сделать вывод, что сами монголы не придавали значения разнице в вере. И с этой точки зрения весьма важно, что того же мнения придерживались сами кераиты.
Кераиты покорились Чингисхану и с той поры верно служили ему. Однако осторожный Чингисхан распределил «кераитские элементы» по разным монгольским кланам.
Смотрите также
Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы
наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает
мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее
...
Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно
описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна
довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...