Государство Шейбани-хана
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Государство Шейбани-хана
Страница 3

Таким образом, в Дешт-и-Кыпчаке основную массу населения составляли тюркские племена. Монголы практически не внесли коренных изменений в этнический состав кыпчаков, напротив, монголы сами подверглись тюркизации.

Итак, современные Узбек-хану и более поздние восточные источники, арабские и персидские, ничего не говорят о том, что народы его улуса стали называться в честь него общим именем «узбеки», как не говорят об этом и русские летописи. Сведения о том, что народ удела Узбек-хана стал называться «узбековым народом» или «узбеками», появляются у немногих авторов Ирана и Средней Азии, писавших значительно позже эпохи Узбек-хана, когда образ насадителя ислама в Золотой Орде был уже овеян легендами.

Так, например, анонимный автор таджикского сочинения «Генеалогическое древо тюрков», составленного не ранее середины XV в., весьма неопределенно говоря об этническом составе населения Узбек-хана, указывает причины, в силу которых народ этого золотоордынского хана стал называться в честь него «узбеками». Приведем выдержку из этого труда: «Узбек-хан по восшествии на престол в течение восьми лет проводил свою жизнь в северной части Дешт-и-Кыпчака вместе со своим племенем и народом, потому что ему нравился климат этой страны и обилие охоты. Когда с начала его правления прошло восемь лет, то Узбек-хан удостоился чести принять ислам. И оттого, что народ его племени и удела, бывший в той стране, в большей своей части сподобился счастья принять ислам, то по не подлежащему сомнению указанию из потустороннего мира святейший Сейид-ата всех их привел в страны Мавераннахра. Когда Узбек-хан приходил куда-либо, то каждый, которого спрашивали: «Кто эти пришельцы?» – принимал имя своего военачальника и государя, которым был Узбек-хан. По этой причине пришедший в Мавераннахр народ стал называтья узбеками».

Следует отметить, что и после смерти Узбек-хана улус Джучи сохранил свое название, во всяком случае, никто из персидских историков не называет его Узбековым улусом, по крайней мере, области на восток и северо-восток от низовьев Сырдарьи, составлявшие исконное владение дома Шейбана, называются у всех историков улусом Джучи.

Термин «узбеки», как обозначение народа в широком смысле слова, встречался у восточных авторов за несколько десятилетий до того, как узбеки Шейбани-хана начали свое движение на юг, к амударьинским оазисам. Кого же понимали эти авторы под узбеками, какой народ был известен им как узбеки в собственном смысле?

У Ибн Арабшаха мы не встречаем никаких данных о том, что золотоордынские народности назывались узбеками.

Едва ли не впервые упоминающим узбеков автором является составитель официальной истории Амира Темура, написанной в 1425 г., – Шераф-ад-Дин Йезди. К примеру, описывая подробности похода Амира Темура против Тохтамыша, когда разбитый Темуром Тохтамыш бежал к Волге, Йезди пишет следующее: «Темур, взявши войско и отдав приказ выступить налегке в поход, пустился преследовать Тохтамыш-хана. Он гнался за ним с наивозможной быстротой день и ночь. Когда достиг переправы через Атиль, каковую переправу называют Туратур, он присоединил к сыну Урус-хана, Куйричак-оглану, бывшему из тех, что находились при счастливом монархе, отряд бахадуров-узбеков, которые входили в ряды августейших мулазимов. Приготовив царские инсингнии, Темур удостоил Куйричак-оглана пожалованием шитого золотом халата и золотого пояса и переправил его через Атиль, препоручив ханствование в Джучиевом улусе».

Из истории Темура, написанной предшественником Шераф-ад-Дина Йезди Низамутдином Шами при жизни Темура, мы узнаем, что в Мавераннахре владения Урус-хана в XIV в. называли областью узбеков, а сам Урус-хан именовался узбекским ханом. В последующих исторических сочинениях XV в., к примеру в трудах Абдураззака Самарканди, Мирхонда, Хондемира и др., уже совершенно определенно назывались узбеками все те тюрко-монгольские племена, которые кочевали к северу от Сырдарьи или к северу, северо-западу и северо-востоку от владений, составляющих территорию улуса Джучи. Представители правящего класса улуса Чагатая то враждовали с узбеками, то втягивали их в свои династические распри, то вступали с ними в родственные отношения. Едва ли не последним фактом близких отношений чагатайцев с узбеками было появление в ставке Абулхайр-хана Султан-Хусейн-мирзы незадолго до захвата им престола Герата, в надежде опереться в этом предприятии на помощь узбеков. Историк того времени оставил нам любопытную информацию о приеме узбеками этого темурида и о длительных переговорах узбеков с Султан-Хусейном, не желавшим затем подчиниться унизительной церемонии, с точки зрения чагатайцев, исполнению чисто узбекского обычая «табуг», т. е. представления узбекским ханам чужеземных послов и владетельных особ, и следовавшей далее грандиозной попойке в ставке главы узбеков.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...