Завоевание Западного Ирана. Походы на Кавказ
Империя тюрков / Империя Амира Темура / Завоевание Западного Ирана. Походы на Кавказ
Страница 2

Весной 1387 г. Темур организовал новый поход на Грузию со своими главными силами. К нему примкнули мусульманские силы Ширван-шаха, которые во много раз превосходили количество грузинских войск, наскоро собранных Багратом и Георгием. В разыгравшемся страшном бою первые эшелоны войска Темура одолели грузинские войска, поскольку они дрались с ожесточением обреченных, ибо за ними стоял заградительный отряд специальной конницы, готовый зарубить любого отступающего. Тем не менее перевес силы был явно на стороне грузинских воинов. Тогда Темур сам возглавил атаку и, несмотря на большие потери, победил.

В то время Великий эмир получил сообщение о том, что горцы Луристана, провинции к северо-западу от Исфахана, напали на караван из Мекки и разграбили его. Это были отъявленные разбойники, которые нападали с гор на путников, грабили их и убивали.

Строгие суфистские принципы, заложенные отцом и духовными наставниками, и вместе с тем стремление воинствующего духа были выдающимися чертами характера Темура, что он и продемонстрировал в этой ситуации. В сообщении Темур усмотрел возможность достичь одним ударом трех целей: наказать бандитов и тем самым завоевать доверие верующих, показать своим подданным, что он поддерживает порядок и обеспечивает безопасность, и, наконец, продемонстрировать силу своих войск.

Он выбрал двух человек из каждых десяти, самых надежных и отважных, приказал снабдить их веревками и крюками и вместе с этим отрядом сам пробрался в горы Луристана. Укрепления «орлиные гнезда» разбойников были взяты приступом, а сами они – сброшены в пропасть. Учитывая ситуацию, недоступность гор и известную неукротимость горцев, надо сказать, что отборные солдаты Великого эмира под командованием своего предводителя совершили беспрецедентный подвиг.

Под предлогом, что туркмены напали на караван, возвращающийся из Мекки, Темур объявил «священную войну» Армении и вторгся в ее западные районы. Страна была разделена на удельные княжества нескольких туркменских эмиров, и хотя все они были примерными мусульманами, но, как сказано в «Зафарнаме», война была объявлена, тем не менее, «священной».

Великий эмир взял Арзирум в течение одного дня. Туркменский эмир Тахуртан, правитель Арзинджана, признал себя вассалом и данником Темура, и тот оставил его у власти. Затем Темур послал Мироншаха в Мус и Курдистан против туркменского государства, называвшегося Черная Орда (Орда Черной Овцы), которой тогда правил Кара-Мухамад-Турмуш.

Мухаммад вступил в партизанскую войну против Мироншаха. Он отвоевал часть территории, захваченной Мироншахом, но не смог долго сопротивляться войскам Великого эмира, который вскоре изгнал его вместе с остатками армии.

Темур завершил покорение Армении взятием Вана. И прежде всего ему пришлось разрушить знаменитую крепость на высоком берегу: после двадцатидневной осады она была взята, а ее защитников сбросили в пропасть. Они были христианами и не могли рассчитывать на милость завоевателей-мусульман.

Избежавшее гибели мирное армянское население укрывалось в самых труднодоступных местах, используя естественные пещеры и создавая искусственные сооружения целых скальных поселений.

Согласно хроникам, в один из переходов через горный массив передовой эшелон главных сил, который вел сам Темур, обнаружил одну из подобных скальных пещер, в которой, как оказалось, разместился монастырь. Согласно законам войны, следовало сжечь внутренние строения пещеры и уничтожить всех ее обитателей. Но это был монастырь, хотя и неверных, а с религией у Темура были особые отношения. К тому же он знал наверняка, что в подобных пещерах монахи хранили древние манускрипты.

Первым порывом Темура было уничтожение монахов, женщин, стариков и детей, находящихся в пещере. Мольбы пощадить женщин и детей и предложение выкупа их жизней золотом и серебром не тронули его. Однако Темур предложил следующее: за каждого помилованного выложить столько рукописных книг, сколько будет весить каждый. В ответ на это все, кто находились в монастыре, склонили головы в знак согласия скорее принять смерть, нежели отдать самое ценное, что у них есть. Темур был поражен этим выбором. Он помиловал их, ибо достоин жизни тот, для которого корни, питающие его народ, – святая святых. В этом акте милосердия, не свойственном простому завоевателю, – все величие духа Великого эмира.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Предисловие
Правящих рас, народов с имперским мышлением, не так много. В их числе, рядом с персами, греками и римлянами, можно назвать тюрков. В чем же суть имперского мышления тюрков? Они, как правило, власти ...

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...