Истоки государства ОсмановИмперия тюрков / Османская империя / Истоки государства ОсмановСтраница 2
Власть сельджуков на всей территории Малой Азии и большей части Армянского нагорья казалась незыблемой. Но весной 1243 г. султан Гияс ад-Дин Кейхосров II потерпел сокрушительное поражение в битве с тюрко-монголами у горы Кеседаг, к северо-востоку от Сиваса. Стовосьмидесятитысячная армия султана, в составе которой находились отряды армян, греков, латинян и курдов, уступила тридцатитысячному отряду тюрко-монголов под командованием Бачу-нойона. Сельджуки сохранили самостоятельность, уплатив победителям огромную контрибуцию.
Арабский путешественник Ибн Баттута писал о Малой Азии 30-х гг. XIV в., что среди ее населения было очень много христиан, живших под управлением тюрок-мусульман. Меньше всего тюркских племен было на северо-востоке Анатолии и в Киликийском армянском царстве. Все народы Малой Азии сохраняли присущий им образ жизни, веру и язык.
Итак, сын Эртогрула Осман (1290–1326 гг.), давший имя будущей империи, родился в 1258 г. в Сегюте. Осман по-персидски означает «небо», османи – «небесный». В одной из хроник утверждается, что Осман однажды провел ночь в доме благочестивого мусульманина. Хозяин принес в комнату Османа книгу и сказал: «Это Коран, слово Аллаха, реченное миру Его Пророком Мухаммедом». Осман начал читать книгу и продолжал читать, стоя всю ночь. Уснул он ближе к утру. А во сне услышал слова: «Поскольку прочел ты Мое вечное слово со столь большим почтением, детей твоих и детей своих детей будут чтить из поколения в поколение».
Осман и его народ еще не были мусульманами во время их расселения в районе Эски-шехира. Первая волна тюркских переселенцев, вступившая в Малую Азию начиная с XI в. и дальше, в качестве тех, кто шел впереди или вслед за армиями сельджуков, состояла по большей части из обращенных в ислам в результате их предшествующего общения с арабо-мусульманским миром. Но уже следующая волна, в XIII в., состояла по преимуществу из язычников, и, похоже, именно к этой волне принадлежали османы. Большинство их пришло не в качестве поселенцев, а как беженцы, теснимые в западном направлении вторжением тюрко-монгольских войск.
По всей вероятности, это был именно тот период, когда последователи Эртогрула и Османа были обращены в ислам, который вдохнул в османский народ – и без того одаренный достоинствами и боевыми качествами кочевников – новый боевой дух защиты.
Народ, который видел себя не просто тюрками – понятие, ассоциировавшееся с жителями Туркестана в целом, – а османлы, последователи Османа, этот народ, тем не менее, едва ли обладал на начальном этапе качествами, особо отличающими его от тюркских соседей. Их государство было просто одним из десяти государств-наследников, которые остались от Империи Сельджуков и тюрко-монгольского протектората, и в то же время одним из самих небольших. Своей последующей имперской судьбой османы обязаны географической случайности: стратегически важному положению в северо-западном углу Малой Азии, непосредственно на азиатских границах Византийской империи в момент ее упадка, более того, возможности легко достичь моря и лежащих за ним земель Балканского полуострова. Уникальность османов в том, что они оказались способными воплотить плоды своих военных завоеваний в эффективный политический механизм. Осман был администратором в той же мере, в какой он был воином, к тому же ему очень помогала поддержка со стороны его тестя Эдебали, служившего визирем.
Осман Гази был известен европейским историкам Средневековья как Оттоман, и поэтому основанное им государство стали называть Оттоманской империей, хотя в исламском мире оно было известно под названием государства османов. Что касается имени «Гази», то его давали тем, кто брал в руки оружие, чтобы вести завоевательные войны во имя ислама.
Смотрите также
Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую
роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и
вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...
Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы
наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает
мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее
...