Вершины греческой философииДревняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Вершины греческой философииСтраница 22
Сократ и Диотима
Гегель называл Сократа интереснейшей «всемирно-исторической личностью». Но и такой великий философ как Гегель, похоже, где-то «не понял» истинных мотивов поступков Сократа («История греческой философии»). Зная его преклонение перед любым законом и порядками любого государства и власти, нас это не удивляет. На деле он прекрасно осознавал, что Сократ выступает против суждений афинского государства, его нравов и духа. Воспитание философа оказалось «разрушительно для этого духа». Таким образом, фактически Сократ как бы «совершил нападение на афинскую жизнь в двух основных пунктах». И здесь принципиальнейший момент в истории гибели Сократа. Нам кажется, что, выпив чашу с ядом, он хотел показать элите страны всю порочность и гибельность ее курса для судеб народа! Элита же хотела, чтобы он жил тихо и мирно, просто не замечая ее пороков, гнусностей. Вот и Гегель делает вид, что он будто ничего не понял. Он приводит пример Перикла, который «тоже подчинялся приговору народа». «В этом нет никакого бесчестия для отдельного лица, ибо оно должно склониться перед всеобщей силой, а этой реальной благороднейшей силой является народ» (Гегель). Тут немецкий философ не вполне логичен.
Прощание Сократа со своею семьею. Канова
Во-первых, как мы уже говорили, речь шла не вообще о народе, а о сливках афинского общества (всего несколько тысяч человек). Это равносильно тому, когда наши демагоги болтают о народе, а сами принимают для себя привилегии, какие бедному народу и не снились (одному пару сотен рублей, а другому пару миллионов долларов). Во-вторых, и народ не всегда вправе распоряжаться судьбой человека, страны или тем более всей историей мира. Ведь и его приговор может быть ошибочен, а суждения фальшивы. И тогда должны звучать «демоны правды», что раздирают нам сердце и печень, мозг и душу, одновременно вопя, взывая к совести, чести, гордости, разуму. По словам Плутарха, Сократ – человек, более других «очеловечивший философию устранением из нее всякой напыщенной темноты». Он великий боец, каких ныне уж нет! Мне иногда кажется, что боги в награду за мужество должны были ему подсластить чашу смерти, представшей ему в образе молодой красивой женщины. Смертью Сократ попрал смерть, по сути дела взвалив на себя грехи его народа.
Яркий образ Сократа запечатлели многие художники (Давид, Басин), скульпторы (Антокольский, Коненков), композиторы (Сати), писатели (Варналис) и прочие. Великий философ представлен в произведениях скульптуры и живописи как некий идеал, как «носитель не божеского, а человеческого образа» (К. Маркс). Споры о нем идут много столетий, привлекая внимание. О нем писали Ксенофонт, Платон, Аристотель, Эсхин, Аристофан, платоники, а в наше время Г. Майер, А. Тейлор и В. Йегер. В частности Йегер писал: «Как деяния гомеровских персонажей стали на многие века образцом для подражания, так и борьба и жизнь Сократа послужили прототипом героя, поэтическим провозвестником которого стал Платон».
Сократу
Философ, воин, стоик, гражданин,
Страж истины, что чтить умел
святыни…
Таких мужей уж вряд ли встретишь
ныне:
Прост – как Народ, как Бог —
непостижим!
В. Миронов
Наша беседа о Платоне будет краткой, ибо говорить долго о нем неприлично. Его надо читать и почитать. Учитывая, что его жизнь и образ издавна стали своего рода мифом, о них можно говорить только в основных чертах. Родиной Платона были Афины, тогдашний центр культурной жизни эллинов. Великий сын Аристона и Периктионы принадлежал к знатному роду (427—347 гг. до н.э.). Он явился не случайно. О нем, как и о Сократе, не скажешь, что он «вырос, как гриб из земли» (Гегель). Будучи из богатой семьи, к счастью для себя, он имел возможность брать уроки у лучших учителей. Богатство в данном случае оказалось в союзе с талантом и разумом, что бывает очень редко. Настоящее его имя – Аристокл.
Смотрите также
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...