Политическая хорография: демократия и тиранияДревняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Политическая хорография: демократия и тиранияСтраница 10
Имущество этого человека оценивалось в 100 талантов. Его сын Никерат считался самым богатым из афинян, что погубило его во время правления тридцати тиранов. Еще более богатым считалось семейство Каллия. Его основатель, Каллий I, скупал имущество Писистрата всякий раз, когда того изгоняли из Афин, тратил большие суммы на разведение лошадей, был победителем на олимпийских играх и выдал огромное приданое за своих трех дочерей. Его сын, которому он оставил состояние, хотел выстроить дом на Акрополе – священном для всех афинян месте. Но затем сынок ухитрился наследство промотать, так что к 385 году у него оставалось не более двух талантов. Состояние Алкивиада доходило до 100 талантов, и значительную часть оного он, как утверждали, тратил на пиры и гетер. Однако те же греки под демократией понимали не только право на безудержное накопление капиталов любым способом, а и священное право народа на конфискацию капиталов богатых людей. Ведь уж тогда прекрасно знали: капиталы эти нажиты далеко не праведным способом. Конфискованное имущество некоего Дифила во второй половине VI века до н.э. оценивалось в 160 талантов, а по древнегреческим понятиям – это был явный олигарх.
Правда, Гиро уверяет: «В общем, в Афинах имелось несколько крупных состояний, но их было немного и, кроме того, они недолго сохранялись. Преобладали главным образом средние и мелкие состояния. Бедных было очень много, если верить современникам, то в 322 году до н.э. только девять тысяч граждан из двадцати одной владели суммой больше одного таланта». Это и был греческий средний класс. На основании вышесказанного можете сами сделать выводы. «Демократия» у нас – это все-таки преимущественно олигархическое правление, хотя и в маске демократии. Очевидно, что бедных у нас очень много, богатых же – очень мало, кучка. Но пока о случаях конфискации неправедно захваченных имуществ и богатств, по крайней мере до сих пор, в России никому не известно. Хотя пресса и телевидение, находящиеся на тайном или даже явном содержании у олигархических кланов (через рекламу и проч.), пугают народ тираном.
Образцы греческих монет
О том, что демократия в Афинах в отдельных случаях была завоеванием народа, а не только кучки богатеев и прохвостов, использующих этот лозунг к их выгоде, говорят события. Так, после того как с помощью Спарты к власти в Афинах вернулась группировка правых, олигархи предприняли попытку повернуть общественную и политическую жизнь страны вспять (вернуть к досолоновским временам), сведя на нет последние завоевания народа. Тогда афинский народ восстал и изгнал спартанцев вместе с главой аристократов Исагором. Власть перешла в руки Клисфена, который провел свои знаменитые реформы (509 г. до н.э.). В чем состояла главная суть его реформ?
Отметим два важнейших момента… Во-первых, он разрушил деление общества на «чистых» и «нечистых». Старая же организация предполагала деление на 4 филы (пережиток родового строя), в которых заправляли аристократы. Солон оставил их в неприкосновенности. При такой организации все дела в стране решала их партия, выродившаяся в антинародный организм. Народ при Солоне не имел никакого доступа к управлению. Аристократ по рождению, Клисфен нанес ощутимый удар афинской родовой аристократии, покончив со старым административным делением Афин, сохранявшим пережитки родовых кланов в стране. Создал 10 фил, придав им функции территориальных округов. Дальнейшие реформы завершат процесс образования нормального государства. Надо сделать то же и в России, где на диво всему миру сохраняется средневековье в лице вотчинных республик. Во-вторых, чтобы голос народа с мест был услышан, Клисфен организовал Совет пятисот, от каждой филы избрав по 50 человек. Им же была создана коллегия стратегов (10 человек). Ее выбирали, а не назначали по жребию. Стратеги руководили военными делами в государстве и должны были ежегодно отчитываться перед народом.
Вид на Афины и Акрополь из долины Илисса
Если они обнаруживали талант и были верны долгу, то могли переизбираться на эту должность сколько угодно раз. Клисфен ввел такое средство борьбы с врагами государства, как «остракизм» (греч. ostrakismos – «суд черепков»). Эта практика была введена для того, чтобы убрать от власти людей, угрожающих демократии, порядку в афинском государстве. Аристотель отмечал, что в полисах с демократическим правлением существовала такая мера как остракизм. К примеру, в Афинах могли подвергнуть преследованию и осудить любого человека, заметим, нередко даже не за преступление, а за отсутствие того, что греки звали «гражданской добродетелью», то есть за недостаточное уважение и внимание к интересам и нуждам родного полиса. Для вынесения приговора собиралось народное собрание. И если 6000 голосов подавалось за изгнание провинившегося политика из пределов страны, тот обязан был покинуть пределы отечества на 10 лет (порой его возвращали и ранее назначенного срока). Энгельс видел в этом революцию. Полагаю, ближе к истине Л. А. Остерман: «Реформы Клисфена поставили Афины на путь последовательного развития демократии, так что некоторые исследователи именно Клисфена считают ее родоночальником». Хотя реформы в Греции шли трудно и растянулись на 100 лет, заслуги Солона, Писистрата, Клисфена народ всегда ценил и помнил.
Смотрите также
Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей,
наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями
предшествовавшей времени Авраама и Якова.
В. Андреевский
А более всего я люб ...
Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли
сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим
от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...