Александр Македонский и грекиДревняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Александр Македонский и грекиСтраница 10
Развалины дворца в Персеполисе
Грабежом царь не удовлетворился. Он объявил Персеполис «самым ненавистным городом Азии». На что рассчитывал завоеватель, надеявшийся к тому же занять трон Ахеменидов, что было просто невозможно сделать без поддержки персидской знати и жрецов-магов, тем более без поддержки народа? Но он не проявил к религии и культуре великого народа необходимой уважительности. Мало того. Вскоре он отдал распоряжение разрушить Персеполис. Конечно же, это было очень «дурное решение» (Аппиан). Не только дурное, но и гибельное для завоевателя. Разрушение сопровождалось дикими пьянками и оргиями, во время которых прекрасный дворец Ксеркса был разграблен и подожжен. Устыдившись действий кумира, в дальнейшем греческие авторы старались как-то приукрасить событие.
Красавец Антиной, погибший от вина
Сюжет довольно обычен. Александр на пиру выпил много вина. Таис Афинская (Таида), любовница Птолемея, заявила, что было бы здорово сжечь дворец Ксеркса (эта версия снимает всю первоначальную ответственность с самого Александра). Принесли факелы, и процессия пировавших направилась во дворец. У дверей некоторое время они колебались. Но тут кто-то громко закричал, что это было бы деяние, достойное одного Александра. Царь в порыве пьяного энтузиазма и, может быть, желая еще раз почувствовать себя мстителем за Элладу, первым поджег здание. Охранники, прибежавшие с ведрами воды, вместо того, чтобы гасить огонь, наблюдали за происходящим как за потехой. Вскоре всю террасу охватило пламя. Поэтому у многих возникло искушение объяснить поджог инцидентом во время пьяной оргии, о котором исполнители вскоре пожалели. Такая версия (или легенда) довольно прочно вошла в историю, и изменить ее с помощью каких-то научных аргументов сегодня трудно. Так что попытки историков представить Александра этаким античным Антиноем могут быть восприняты довольно превратно.
Антиной. Музей Неаполя
Перед сожжением дворец был основательно разграблен, македоняне вытащили из него почти все ценное – монеты, золото, ювелирные украшения; варварски разбили красивые каменные вазы, сбивали головы статуй, калеча рельефные изображения. Таким вот образом «крестовый поход» эллинов против «азиатского варварства» достиг своего «триумфального завершения»… «На сегодня нам остались только красноречивые следы пожара и то, что уцелело после него. Пламя обожгло сотни глиняных табличек (что было удачей, иначе те давно рассыпались бы в прах), глазурь рельефов с изображением процессий времен Ксеркса. Покидая дымящиеся развалины, Александр едва ли мог знать, что своим поджогом он обессмертил Персеполис». Хотя правильнее было бы сказать, что этим поступком он опозорил свое имя в истории.
Битва войск Александра с армией Пора
Одним словом, это злой демон войны. В труде Палладия «О жизни брахманов» образ и деяния полководца даны в критическом ключе: «В нем был божественный дух, но обращенный каким-то злым демоном к убийствам и распрям». Полны сарказма и слова грека Лукиана: «Он отличался природными дарованиями, гибкостью и остротою ума; был наделен немалой любознательностью, понятливостью, памятью, способностью к наукам, но пользовался всеми этими задатками самым дурным образом. Дав благородным качествам своей души низменное назначение, он превзошел своим злодейством Керкопов, Эврибата, Фринонода, Аристодема, Сострата». Душа его – душа человека без предрассудков, смелого, готового на опасный шаг, терпеливого в исполнении планов, обладающего даром убеждения, умевшего внушить доверие, показать добрые чувства, представив все это в лучшем свете, и в то же время вместилище клятвопреступлений, лжи и хитрости. Добавим к характеристикам оценку Курция Руфа, настроенного критично к македонянину. Тот писал: «Он хотел, чтобы его не только называли сыном Юпитера, но и верили в это; как будто он мог предписывать людям, что думать и что говорить. Он приказал македонцам по персидскому обычаю раболепно приветствовать его, падая ниц на землю. Это желание царя подогревалось гибельной лестью, обычным злом для царей, ибо угодничество подрывало их силы чаще, чем даже враг». Не так далек от истины один из афинских ораторов, заявивший: когда Александр все же подохнет, запах тления от него заполнит всю Вселенную. Поэтому и мы готовы повторить: «Хватит восхвалять Александров, воздадим хвалу ученым, педагогам и врачам».
Смотрите также
Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы
наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает
мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее
...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...
Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира
является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство,
построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...