Александр Македонский и грекиДревняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Александр Македонский и грекиСтраница 2
С младенческих лет Александр проявил способности, которые интерпретировали каждый по-своему. Так, рассказывают, что когда двор Филиппа посетила афинская делегация, та узрела 10-летнего Александра, игравшего на арфе и певшего. Увидев все это, яростный противник Македонии, Демосфен, будто бы насмешливо бросил в его адрес: сей маменькин сынок вряд ли будет когда-либо представлять серьезную опасность для Греции. Однако то, что Александр был воспитан отцом в греческом духе, не помешало ему в дальнейшем стать властелином Греции. Он с детства стремился не только достичь славы отца, но и превзойти ее. Плутарх писал, что Александр, слыша об очередной победе отца или же захвате им нового города, мрачно говорил сверстникам, что его отец успеет захватить все, так что ему ничего в жизни не останется, «не удастся совершить ничего великого и блестящего».
Аристотель – учитель полководца
Поучительна история обучения Александра Македонского, «победителя мира», великого полководца древности. Это наглядный пример того, как осязаемо увидеть плоды учения и наставничества в жизни воинов и политиков. Хотя в этой же связи возникает другая важная проблема: взаимоотношение мудрейших людей – ученых, историков, философов, литераторов – с сильными мира сего, с властью. Какой путь в жизни избрать ученому? Путь спокойного, холодного и ироничного наблюдения (с высот созерцательного Олимпа) за тем, что вершит власть, путь союза с властью или критики в надежде, что власть станет чуть умнее благодаря наукам и гению? И тут частичный ответ на вопрос могла бы дать история взаимоотношений великого философа Аристотеля и знаменитого полководца Александра Македонского. Пред нами, с одной стороны – 13-летний мальчик, с другой – зрелый муж, умудренный, не потерявший вкуса к знанию и совершенству (Аристотелю тогда исполнилось 40 лет). Лучшее сочетание возрастов и возможностей для эффективного преподавания.
Философ Аристотель
Уникальна возможность – донести философию мудреца до политика. Насколько же преуспел Аристотель (384—322 гг. до н.э.) в обучении своего самого знаменитого ученика? «Аристос» по-гречески значит «лучший, достойнейший, благородный». Родом он был из старинной семьи врачей (отец Никомах служил придворным врачом македонского царя Аминта). Как известно, Аристотель с 18 лет учился в Академии Платона, находясь в ее стенах до самой смерти учителя. Аристотель был знаком с демокритовско-гиппократовскими методами, разбудившими в нем страсть к наблюдению и анализу. Вскоре он проявил себя не только как яркий философ, но и как талантливый педагог. Славу ему принесли речи «о красноречии» против Исократа. Между платониками и Исократом шла тогда острейшая конкурентная борьба. Важнейшим рубиконом в жизни Аристотеля стал вызов его ко двору Филиппа Македонского (343 г. до н.э.). Там он стал воспитателем 13-летнего сына царя, – будущего великого Александра. Каков же был результат наставничества? Можно ли обучить царя, главнокомандующего, премьера, президента не только знаниям или навыкам, но хорошим нравам и достойной морали? Чрезвычайно трудно. Тем более что период обучения царя был довольно кратким. Когда Филиппа убил телохранитель (336 г. до н.э.), Александру волей-неволей пришлось взвалить на себя бремя управления государством. После этого учеба «цезаря» как таковая, собственно, закончилась.
Александр Македонский (356—323 гг. до н.э.), став учеником Аристотеля, соединял в себе две души или два начала. Вот что писал Плутарх в «Избранных жизнеописаниях» о некоторых положительных чертах царя: «Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим. Вообще Александр от природы был склонен к изучению наук и чтению книг. Он считал, и говорил об этом, что изучение «Илиады» – хорошее средство для достижения военной доблести. Список «Илиады», исправленной Аристотелем и известный под названием «Илиада из шкатулки», он всегда имел при себе, храня его под подушкой, вместе с кинжалом… Так как в глубине Азии Александр не имел под рукой книг, Гарпал по приказу царя прислал ему сочинения Филиста, многие из трагедий Еврипида, Софокла и Эсхила, дифирамбы Телеста и Филоксена. Александр сначала восхищался Аристотелем и, по его собственным словам, любил учителя ничуть не меньше, чем отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно».
Смотрите также
Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей,
наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями
предшествовавшей времени Авраама и Якова.
В. Андреевский
А более всего я люб ...
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...