Гибель столиц агрессоров
Страница 1

В древности главным связующим моментом были община и

В древности главным связующим моментом были община и общество, а не раса и язык. Поэтому столь пестро выглядели национальные, этнические, языковые рамки государств. Понятия «ассириец», «вавилонянин», «египтянин» на Востоке означало государственную или общинную, а не языковую, антропологическую, этнографическую принадлежность. В ходе битв, миграций шли вольные и невольные переселения с места на место. Массы людей перемещались из региона в регион. В египетских источниках ахеменидского времени упоминается значительное число вавилонян, что явились в Египет с войсками Камбиза или были направлены ахеменидской администрацией для службы. Одни из них служили писцами, другие являлись начальниками воинских отрядов. В Мемфисе некоторые вавилоняне служили мастерами в корабельном арсенале. Селясь группами, они поклонялись их богам, о чем свидетельствуют гермопольские папирусы (боги Бел, Набу, Шамаш, Нергал – в Элефантине, Набу и Баниту – в Саккаре). В свою очередь, те, кто жил в Вавилоне, других городах Месопотамии, привыкли иметь дело со многими божествами (в порядке вещей). Жрец Ассирии

Жрец Ассирии

В вавилонском пантеоне не было божеств, подобных римским Fides, Pietas, Virtus, Honos, то есть олицетворявших моральные категории. Люди жили в кругу демонов, раздиравших их буквально на части. Они официально признавали несчастливые дни, в которые демоны проявляли особую активность, и повиновались им. Если учесть, что число демонов было довольно велико, то можно предположить, что у вавилонян не было и иллюзий относительно того, что их ожидает в будущем. В личного бога они если и верили, то как-то отстраненно и равнодушно, говоря: «Далеко решение бога». В одной из шумерских поэм («Вавилонская Теодицея») находим такое признание: «Как средина небес сердце бога далеко, познать его трудно, и не ведают его люди». Вспомним и русскую поговорку: «До царя далеко, до бога высоко». Видимо, для вавилонян привычен атеистический взгляд. Хотя они, как и прочие древние народы, регулярно совершали жертвоприношения богам. Сцена жертвоприношения Ашшурбанипала богу Мардуку. Ниневия

Сцена жертвоприношения Ашшурбанипала богу Мардуку. Ниневия

Это же можно сказать и о жителях Ассирии… Влияние религии на людей и общество тут было весьма незначительным. Хотя никаких серьезных конфликтов с религией не было, поскольку и религия «не предъявляла сколько-нибудь серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на богатство индивидуума». Люди жили в умеренном религиозном климате. Это не нравилось богам. Отсюда прохладное, а то и откровенно враждебное отношение богов к людям. Взгляните, как ведут себя боги в той же поэме о Гильгамеше. Там сказано, что они вдруг решают погубить род людской, наслав на него Всемирный потоп.

Согласно мифам, бог вод Энки (Посейдон у древних греков) предупредил царя Зиусудра об опасности, а затем научил его, как спастись, выстроив большой корабль. По иудейской версии, библейский Ной направился к горе Арарат, по месопотамской – Зиусудра пошел к острову Бахрейн, направился в Ур и в Двуречье, где и основал шумерскую цивилизацию. Арабское слово «Ар-Рафидейн», т. е. «Двуречье», встречается в Ираке на каждом шагу. И. Айвазовский. Всемирный потоп

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...