Египет и Россия – духовные и культурные связиДревние цивилизации / Солнечная земля Египта / Египет и Россия – духовные и культурные связиСтраница 14
Заседание совета профессоров историко-филологического факультета Петербургского университета, всключая Б. А. Тураева, Ф. Ф. Зелинского, М. И. Ростовцева и др.
Может быть, стоит напомнить и о том, что распространение скитов на Руси как формы организации монашества связано с возрождением традиций египетского монашества. Ведь эта форма, как подчеркивает российский ученый Е. В. Белякова, в определенной степени противостояла общежительным монастырям и более соответствовала практике ранних исихастов. К тому же история славянского монашества вообще не знала скитов до начала XIV века. А ведь старообрядческие скиты были весьма многочисленны, и немало русских людей, отличающихся великим свободолюбием и своемыслием, проторяли туда дорогу. Они располагались особенно в местах малодоступных для государевых воинских команд, выполняя роль культурных центров для целых губерний: здесь хранились и переписывались книги, обучались дети, нередко сюда приезжали на исповедь и для причастия. В таких укромных уголках бескрайней России можно было, подобно древним христианам, следовать голосу сердца и собственной совести в надежде, что народу сему Бог дарует бесконечную жизнь.
Б. А. Тураев
Через Синай будут пролегать пути многих известнейших, замечательных сынов России, подвижников науки, образования, культуры, религии: министра просвещения А. Норова, архимандрита Антонина (А. И. Капустина), профессора Н. П. Кондакова («Синайский альбом»), профессора Киевской духовной академии А. Дмитриевского, автора «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока» (1895–1917) и составителя каталога синайских икон. В начале XX века на Синае трижды побывал профессор Петербургского университета В. Н. Бенешевич (в 1907, 1908 и 1911 г.). Он установил наличие давних связей между Западной церковью и Синайским монастырем и дал описание около 200 греческих рукописей, не упомянутых в каталоге В. Гардтгаузена. При этом он заметил: еще «далеко не все рукописи сокровища Синая извлечены из-под спуда». С помощью студентов им было сделано 3 тысячи фотографий. Сегодня сюда наведываются видные российские ученые. В их числе В. И. Кузищин из МГУ, В. Солкин, ректор Владимирского госуниверситета А. Г. Сергеев, чей труд «Светские и духовные властители Европы за две тысячи лет» стал событием, и другие.
Похоже, прав архимандрит Порфирий, сказав, что лучшая история всей православной церкви, включая русскую, может быть написана тогда, когда будут исследованы все книгохранилища на всем Востоке. Видимо, это так. Немало глубинных, духовных истоков бытия, теснейшим образом сближающих культуры, веры и души народов Египта и России, еще неизведаны. К сожалению, в начальный период советской истории и египтологии востоковедению не очень повезло. Это было трагическое время, когда в науке процветали такие фигуры как Т. Лысенко. Лозунгом иного рода «научных поисков» и интересов стал даже клич «Долой Милосскую Венеру, и да здравствует мотыга!» Воинствующее невежество было в моде. Проявляя интерес к духовному миру народов классического Востока, Н. Марр языков египетской группы не знал. В ходу был иной язык – язык доносов. Арестовали Г. Церетели, члена-корреспондента Академии наук, арестовали любимого ученика Тураева, священника И. Волкова. Умер, не дожив до 30 лет, молодой ученый М. Вильев, занимавшийся Египтом и Абиссинией (к тому времени он написал более ста научных работ). В 1920 году умер от сыпного тифа в расцвете сил и Тураев (52 года), оживая, как Осирис, в книгах.
Смотрите также
Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...
История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «шаман» на их языке — связано с понятием « ...
Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы
наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает
мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее
...