Уровень жизни, условия быта, этика и мораль римской знати
Битвы цивилизаций / Уровень жизни, условия быта, этика и мораль римской знати
Страница 3

Генрих Семирадский. На пиру богов

Число их растет по мере роста богатств. Настоящая куртизанка должна была уметь остроумно говорить, знать философию, любить стихи, уметь танцевать, петь латинские, греческие и египетские песни, играть на музыкальных инструментах, быть грамотной. Эти куртизанки имели множество поклонников из числа победителей, которые менее всего думали о строгой морали предков; не довольствуясь многочисленными наложницами, они в погоне за новыми ощущениями с величайшей охотой соблазняли молоденьких рабынь, хорошеньких отпущенниц и красивых мальчиков, целыми вечерами и ночами пропадали у мимов и кифаристок, в публичных домах и грязных кабаках. Жены знатных господ и олигархов не уступали своим мужьям, охотно снисходя до простонародья, отпущенников, гладиаторов, рабов. Падение нравов было ужасающим. Демократия торжествует. Люди преклонного возраста возмущались, молодежь отмахивалась от «стариков», отделывалась шуточками. Катулл писал: «Будем, Лесбия, жить, любя друг друга! Пусть ворчат старики – что нам их ропот?» Популярен афоризм, пущенный неким италийским острословом: «Развращать и быть развращаемым – значит идти в ногу с веком!» Овидий в эпоху Августа выразил общее настроение разгульной молодежи в следующих стихах, полных иронии и сарказма. В «Науке любви», за которую впоследствии он, как говорят, и пострадал, поэт писал, давая советы охотнику за прекрасным полом: С.В. Бакалович. Вопрос и ответ. 1894

С.В. Бакалович. Вопрос и ответ. 1894

Первое дело твое, новобранец

Венериной рати,

Встретить желанный предмет,

выбрать, кого полюбить;

Дело второе – добиться любви

у той, кого выбрал;

Третье – надолго суметь эту любовь

уберечь…

Выбери – с кем из девиц заговорить

о любви?

С неба она к тебе не слетит

дуновением ветра —

Чтобы красивую взять, нужно

искать и искать.

Знает хороший ловец, где сети

раскинуть на ланей,

Знает, в какой из ложбин

шумный скрывается вепрь;

Знает кусты птицелов, и знает

привычный удильщик

Омуты, где под водой стаями

рыбы скользят;

Так и ты, искатель любви, сначала

дознайся,

Где у тебя на пути больше

девичьих добыч.

Ах, как жаль мне, как жаль,

у кого не чувствительно к неге

То, что на радость дано

и для мужчин, и для жен!

Но и в обмане своем себя

постарайся не выдать —

Пусть об отраде твердят

и содроганье, и взор,

И вылетающий вздох, и лепет,

свидетель о счастье, —

У наслаждения есть тайных

немало примет.

Большой популярностью в конце I в., при императоре Домициане, пользовался сюжет такого содержания. Молодая женщина, вышедшая замуж за старого глупого ревнивца, влюбилась в красивого юношу. Пройдоха раб устроил влюбленным свидание в том доме, где молодая жена жила с мужем. Все шло благополучно, влюбленные отдались своим чувствам, и вдруг нежданно-негаданно раздался стук в дверь. В замешательстве жена запихивает любовника в сундук. Открыв дверь, она вместо мужа видит соседа, зашедшего обсудить с мужем общие дела. Однако, вместо того чтобы уйти, сосед остался и решил дождаться мужа. Женщина чувствует себя, как на иголках, а несчастный любовник начинает задыхаться в сундуке. Наконец гость уходит, и любовник вылезает на свет божий. Но тут появляется муж, бросается с кулаками на неверную, хочет избить и ее и любовника. Жене пришлось пустить в ход все чары, всю силу обаяния, чтобы доказать глупцу, что это не любовник, а ее дальний родственник, почти дедушка, что она безумно любит мужа и ему верна. Все кончается мирной беседой меж мужем и любовником, а затем их дружескими объятиями. Сюжет не раз был повторен с вариациями в мировой литературе – от Апулеева «Золотого осла» до «Ночи перед Рождеством» у Гоголя. В руках умелых актеров сюжет превращался в комическое действо, вызывающее восторг у публики, которая могла с легкостью поставить себя на место любого из героев, в зависимости от того, какая из ролей была им уготована судьбой. При Домициане роль злополучного любовника играл великолепный комический актер Латин, о котором Марциал, его современник, писал, что он заставил бы глядеть на себя Катона, а Куриев и Фабрициев (представителей старинной строгости и чистоты нравов) забыть свою суровость. Напарницей Латина на сцене была актрисамим Фимела, блестяще исполнявшая роль лукавой обманщицы жены, надувшей мужа рогоносца. Генрих Семирадский. Римская оргия

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...