Образование Узбекского ханства кочевых племен
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Образование Узбекского ханства кочевых племен
Страница 1

Основателем могущества узбеков был шейбанский принц Абулхайр. Представители трех народов, о которых писал Рузбехан, выдвинули его претендентом на ханский престол.

Избравшие его ханом были главами племен: кият, мангкыт, байлы, кунграт, тангут, йиджан, дурман, кушчи, утарчи, найман, угриш-найман, тубай, таймас, джат, хитай, барак, уйгур, карлук, кенегес, уйшун, курлаут, имчи, туман и минг. Эти племена поддерживали юного Абулхайра в его первых шагах на поприще расширения и упрочения своей власти.

Стремление глав племен встать под знамена молодого, талантливого принца Абулхайра было обусловлено желанием создания мощного мобильного государства кочевых племен.

Они вожделели земли темуридов. И в выборе своего вождя не ошиблись.

Торжественно посаженный (1428 г.) на престол в Туре (на Иртыше), Абулхайр сделал своей столицей этот город, где упрочилось и окрепло его господство над узбеками, ханы которого выразили ему полную покорность и повиновение. Сразу после восшествия на трон он отобрал у других джучидов весь бывший улус этой ветви, расположенный к востоку от реки Урал и к северу от Сырдарьи.

С помощью вышеперечисленных племен Абулхайр начал войну против хана Дешт-и Кыпчака Мухаммеда-ходжи, который, по определению историка той поры «был одним из выдающихся государей своего времени», известен из истории Шахруха и пребывал с ним в дружеских отношениях. Как бы то ни было, Мухаммед-ходжа был разбит на берегах Тобола, попал в плен к Абулхайру и по его приказанию предан смерти. Присоединив к своему улусу владения Мухаммеда-ходжи, Абулхайр-хан вернулся в Туру. Подобным образом за очень короткое время (между 1423–1431 гг.) Абулхайр-хану удалось собрать воедино почти весь улус Шейбана и установить над ним свою власть.

Что касается взаимоотношений между кочевыми узбеками и темуридами, то они строились на фоне борьбы за два очень важных как в экономическом, так и стратегическом отношениях района – бассейн Сырдарьи и Хорезм. Было бы ошибочно считать, что кочевые узбеки в своих походах преследовали только цели грабежа и захвата военной добычи. Безусловно, военная добыча играла большую роль в жизни кочевников, особенно феодализированной кочевой знати, и ради захвата добычи они регулярно совершали набеги на своих оседлых соседей, но одно дело – набеги, совсем другое – военные походы. Когда мы говорим о военных кампаниях узбеков в Хорезме и на Сырдарье, то имеем в виду именно завоевательные походы, цель которых – присоединение имевших стратегическое значение богатых областей и их эксплуатация в интересах хана и феодальной верхушки. Итак, в 1431 г. Абулхайр-хан предпринял большой поход на Хорезм.

Население хорезмской столицы Ургенч, видя, что ему не отстоять города, и не желая подвергаться ужасам расправы кочевников, решило выказать узбекам покорность. Отправленная гражданами к Абулхайру мирная делегация была им обласкана, и хан пощадил город и жителей. Но нужно было как-то вознаградить войско, предоставившее такой богатый город. По этому поводу вот что рассказывал впоследствии автору «Абулхайрханской истории» сын Абулхайр-хана Суюнчи: «Мой отец после покорения Хорезма приказал открыть казну, которую прежние правители собирали с таким трудом и заботами, и отдал распоряжение двум эмирам, из числа великих, чтобы они сели у дверей казнохранилища, а все командиры, люди из свиты хана и простые солдаты по двое входили бы в нее, брали бы там то количество, которое они без труда могли бы взять, и выходили обратно. Сообразно этому ханскому распоряжению, все военные входили в сокровищницу, каждый брал столько, сколь мог унести, и выходили оттуда. Вследствие этого по ханской милости войско обогатилось золотом и драгоценными камнями».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...