Образование Узбекского ханства кочевых племен
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Образование Узбекского ханства кочевых племен
Страница 5

Суть в том, что Абулхайр потерпел поражение, пытаясь примирить наследственные принципы кочевника с системой полукочевнической империи с центром в Сыгнаке. Начало откола от Абулхайра положили два его вассала, выходцы из дома Джучи, Карай и Джаныбек, которые оставили его и испросили наделы у чагатайского хана Эсен-Буки II, который выделил им земли на границах Моголистана. И этот факт был лишь первым шагом в глобальном расколе государства.

В 1465–1466 гг. множество кочевых кланов, подданных Абулхай-хана, присоединились к Караю и Джаныбеку, т. е. стали по сути независимыми. С тех пор эти кочевники, отделившиеся от Узбекского ханства, стали называться «казахи» («искатели приключений», «бунтовщики»). Их отделение представляло собой большое историческое событие, если иметь в виду огромную территорию, которую они заняли и которая впоследствии была заселена их потомками, – территория Средней Орды, т. е. степи между Актюбинском и Семипалатинском, территория Малой Орды между устьем рек Урал и Сары-Су и территория Большой Орды между городом Туркестан и южным побережьем озера Балхаш.

Выход кочевников-узбеков из Узбекского ханства, по мнению исследователей, сыграл чрезвычайно важную роль в процессе формировании казахского народа. Произошла, как пишет Т. Султанов, «историческая встреча формирующейся народности со своим будущим именем». Забегая вперед, следует отметить, что после завоевания шейбанидами государства темуридов в начале XVI в. и откочевки около 300 тыс. узбеков на территорию Мавераннахра произошел, по мнению Э. Масанова и других ученых, перенос этнонима «узбек» из Восточного Дешт-и-Кыпчака на территорию Центральной Азии. Узбеки, оставшиеся на территории нынешнего Казахстана, стали именоваться узбек-казахами, а позднее – просто казахами. После этого в состав казахов в течение XVI столетия вошли разнородные группы кочевников, которые прежде входили в состав мангкытов, монголов, шейбанидов и др. Этноним «казах» постепенно охватил весь массив тюркоязычных племен кочевников, проживавших на территории Казахстана.

Вот что по поводу отделения от Узбекского ханства писал двоюродный брат Бабура, Хайдар-мирза из племени дуглат: «Абулхайрхан владычествовал во всем Дешт-и-Кыпчаке. Некоторые из султанов Джучиева потомства ощущали носами предвидения исходившие от него запахи интриг и войн, и каждый желал предотвратить это. Группа таких султанов, как Карай-хан, Джаныбек-султан и другие, с небольшим числом народа бежали от Абулхайрхана в Моголистан. В Моголистане же пришла пора ханствовать Эсен-Бука-хану, который хорошо принял беглецов и назначил им для обитания один угол в Моголистане, где они нашли безопасность, и время для них прошло спокойно. После смерти Абулхайр-хана в Узбекском улусе возникли такие неурядицы, что степной обитатель ради своей безопасности и благополучия искал убежище у Карайхана и Джаныбек-хана, так что последние усилились. А так как вначале они, а после того еще многие, убежав, отделились и некоторое время были людьми неимущими и скитальцами, то их назвали казахами – и это прозвище так за ними и утвердилось».

Абулхайр-хан неоднократно пытался привести к повиновению своих «узбеков-диссидентов» (Р. Груссе), но во время одного из сражений с ними в 1468 г. он был убит. Примерно через три года чагатайский хан Моголистана, Юнус, разгромил остатки «правоверных» узбеков. Что касается казахов, они создали в степях кочевническое государство, которым после смерти двух первых ханов правили их сыновья: Бурундук, сын Карая (1488–1509 гг.), и Касым, сын Джаныбека (1509–1518 гг.). Одно время Касым пытался захватить Ташкент. Попытка провалилась, и повторной не было. В сущности, Касым представлял собой тип чистого кочевника, как он изображает себя в любопытном диалоге, о котором сообщает Хайдар-Мирза в «Тарихи-Рашиди»: «Мы – степные люди, все наше имущество – это наши лошади; их мясо – наша любимая пища, а кобылье молоко – лучший напиток для нас. У нас нет домов. Наше любимое развлечение – следить за нашими стадами».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...