Внешняя политика и войны ЕгиптаДревние цивилизации / Солнечная земля Египта / Внешняя политика и войны ЕгиптаСтраница 12
Царь Дарий I на троне. Рельеф из дворца в Персеполе
Семь лет царствовал Камбис, воинственный сын Кира (529–521 гг. до н. э.). Он сделал попытку покорить Карфаген, Финикию, Эфиопию. Фараон Псамметих III оказался в плену. Перс обрек его сына на смерть, а других знатных египтянок и его дочь сделал рабынями, заставив таскать воду. Находясь в плену у Камбиса, фараон пытался спровоцировать восстание египтян. Тогда его заставили пить бычью кровь (до тех пор, пока тот не умер на месте). Но и от Камбиса удача вскоре отвернулась. Войско, направленное на завоевание оазисов, погибло, погребенное в песках. И когда тот погиб от раны, якобы случайно нанесенной собственным же мечом, Египет, было, возликовал и воспрял, надеясь на скорую свободу.
Египетский кинжал
Надежды не сбылись. И все же когда в Египет прибыл другой персидский царь, Дарий I (518 г. до н. э.), жрецы поспешили наградить его титулом фараона. Администрацию Египта стали возглавлять сатрапы, находившиеся в Мемфисе. В важнейших пунктах были размещены ахеменидские воинские гарнизоны. Так Египет стал богатейшей колонией Ахеменидов, т. е. сатрапией, платя, совместно с Ливией, Баркой и Киреной, ежегодную дань в размере 700 талантов (это более 20 тонн серебра). Власть персов поддержали и еврейские военные поселенцы.
Изделия древнеегипетских мастеров (стулья и кресла)
Положение простых египтян при завоевателях – хуже некуда… Знать старалась ладить с персами. Но вскоре и она стала проявлять недовольство. Храмы лишились средств к существованию. Многие были разграблены Камбисом, что не прибавило симпатий народа и жрецов. Последующие цари персов (Дарий I, Ксеркс I, Артаксеркс I) продолжали политику угнетения. Иные из них, впрочем, проявляли уважение к богам Египта, сохраняя за храмами государственные поставки (дрова, скот, птица). Отдадим должное и Дарию I, восстановившему «академию наук», Дом Жизни – высшее научное учреждение. Вот как описывал чиновник (врач при персидском царе), посланный в Египет, задачу порученной ему царем миссии: «Снабдил я их (т. е. ученые заведения) книжными людьми… из сыновей (именитых) мужей – не было сына ничтожного среди (них). Отдал я их под руку знатоков всяких… Приказало величество давать им вещь всякую… чтобы творили они работу свою… Снарядил я их благами всякими, …каковые (значатся) в писании…»
Дарий I проявил себя в данном случае как разумный и мудрый политик. Персы ввели в обращение чеканные деньги, используя их вместе с имевшими хождение слитками серебра. Они осуществили грандиозное мероприятие – прорыли канал между Нилом и Красным морем. Первоначальная идея принадлежала фараону Нехо, который за сто лет до персов предпринял такую попытку. Великий персидский царь попытался завершить начинание. Проток был настолько широк, что по нему могли пройти два крупных многовесельных судна. Не ясно, служил ли проток, ничем не напоминавший нынешний Суэцкий канал, торговым или военным целям. Но Дарий, несомненно, чрезвычайно гордился своим деянием, увековечив оное несколькими надписями на больших каменных плитах, водруженных неподалеку: «Я велел рыть проток от реки Пиравы («Поток Большой», одно из египетских обозначений Нила), текущей по Египту, к морю, идущему из Персии. Он был вырыт, как я велел, и корабли пошли по нему из Египта в Персию, как была моя воля».
Фантастический зверь из Суз
После захвата Египта шесть тысяч египтян во главе с фараоном были увезены в Сузы, столичный град персов. В 519 году Дарий распорядился, чтобы туда прибыли «мудрые среди военных, жрецов и писцов Египта», чтобы записать «законы фараона, храма и народа», существовавшие до 526 года. Многие египетские чиновники состояли на персидской службе. В строительстве дворца в Сузах приняли участие и египтяне (они делали скульптуры, украшали стены дворца, работали плотниками, золотых дел мастерами). Власть персов оставила после себя горестные воспоминания… После краткого периода освобождения Египет вновь подпал под власть Артаксеркса III. Тот срыл стены важнейших городов, разграбил храмы, забрал золото, серебро, изъял храмовые книги, а затем любимец царя продал их тем же жрецам за хорошие деньги.
Смотрите также
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...
Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно
описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна
довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...