Александрия и Каир – жемчужины ЕгиптаДревние цивилизации / Солнечная земля Египта / Александрия и Каир – жемчужины ЕгиптаСтраница 9
Арабская курительница из золота и серебра
В X веке был принят ряд ограничительных постановлений: им запрещались официальные церемонии на улицах, нельзя было публично носить крест и ездить на лошадях. Копты должны были носить определенную одежду, обязательный желтый тюрбан и колокольчик, чтобы мусульмане смогли отличить их от «правоверных». Вспомним о «звезде Давида», которую немецкие фашисты приказывали носить евреям в гетто. Затем, в правление аль-Хакима (996—1021 гг.), гонения обрушились на иудеев и даже на иных мусульман. Более 1030 храмов были разрушены и превращены в мечети. Мусульманские варвары грабили и опустошали монастыри. Мужчин они обязывали носить на шее тяжелый деревянный крест. С патриаршего собора коптов в Каире стали звучать заунывные мусульманские молитвы.
Форт Кайт-Бей, построенный на месте Фаросского маяка в XV в.
Относительное послабление наступило при Фатимидах (969—1171 гг.), когда те основали новую столицу – Каир. Началось активное строительство. Тогда не только Коран писался поверх иероглифов, Библии и христианства, но наблюдался расцвет культуры и искусства. Правда, положение египтян, в том числе коптов, по-прежнему оставалось крайне тяжелым. Ученые отмечают, что «все было обложено налогами, лишь воздух был свободен от них». В теории сами мусульманские юристы считали поборы, выходившие за рамки канонических налогов (земельная десятина, налог в пользу нищих, подушные подати христиан или иудеев), противозаконными. Но кто на Востоке обращал внимание на подобные «мелочи»?! О благочестии раннего ислама больше говорят, чем это было на деле. И уж никто не заподозрил бы судебную власть в праведности и неподкупности. Разумеется, среди судей и тогда были разные люди. Одни вели скромную жизнь, подобно кади Фустата. Когда к этому судье зашли люди, они увидели, что его обед состоял из старой чечевицы, сухарей и воды. Со времен Аббасидов их положение улучшилось (кади Египта стал получать уже 30 динаров в месяц). В 350/961 году должность верховного судьи в Багдаде продавалась за 200 тыс. дирхемов в год, которые поступали в казну правителя. Подобные порядки прямо подталкивали к взяточничеству. Поэтому часто слышались жалобы: разбойники есть не только в пустыне, но и в мечетях, на базарах, в судах; но только последних называют судебными заседателями или купцами. Ал-Маарри называл заседателей в суде «бедуинами городов и мечетей». Города, вроде Александрии, также платили налоги в казну султана.
Дело не ограничивалось налогами на предметы роскоши, существовал еще и налог на соль, приносивший ежегодно 2000 динаров, и т. п. В этой связи особым расположением султанов и прочих мусульманских владык пользовались такие управители финансов, как Ибн ал-Мудаббир, прозванный «писарем сатаны» за то, что он ввел незаконные тяготы в Египте. С завоевания Александрии магометанами умственная деятельность тут на какое-то время будет почти свернута. Знаменитая библиотека разрушена калифом, а находившимися в ней книгами в течение 6 месяцев отапливали 4 тысячи общественных бань. Но вскоре арабы Багдада и Кордовы поднимут знамя науки вместо знамени пророка, а распространенная там университетская форма обучения возродится с невиданной силой в эпоху Ренессанса.
Крестовые походы (в 1099 г. Иерусалим взят крестоносцами) не принесли успокоения в сердца христиан. Сирийские христиане вынуждены были бежать в Египет, спасаясь от собратьев по вере, крестоносцев. В Египте многие копты, не выдержав жестокой практики гонений, опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, приняли мусульманскую веру. Салах ад-Дин (Саладин), великий победитель «неверных», в начале своего правления запретил христианам занимать общественные должности и совершать богослужения вне храмов. И вся последующая история взаимоотношений коптов-христиан и арабов-мусульман полна трагических страниц. В 1848 году монастырь Св. Антония, одна из главных святынь коптов, был захвачен бедуинами. Стены его были разрушены, монахов изрубили, а ценнейшие рукописи из монастырской библиотеки пустили на растопку кухонных очагов. В итоге к XIV–XV векам численность коптов значительно уменьшилась. Они составляли лишь 12 процентов населения Египта. Коптский язык стал исключительно богослужебным. Все же коптам удалось сохранить вес и положение в структуре египетского общества. Отмечают, что они и сегодня входят в правительство Египта, возглавляют большинство компаний, а также занимают важные политические посты на международной арене (бывший секретарь ООН Бутрос Гали).
Смотрите также
Карты
Государство хуннских шаньюев
Эпоха сяньби и жуаньжуаней
Степные царства
Эпоха тюркских каганатов
Второй тюркский каганат
Эпоха уйгурского каганата
Кыргызски ...
Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно
описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна
довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...