Роль искусств в воспитании народа
Древняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народа
Страница 4

Самая знаменитая его картина, «Афродита Анадиомена», так и осталась незаконченной. Затем на Косе он напишет портрет тирана Антигона Одноглазого (остров Кос тогда находился во власти тирана, погибшего в 301 г.). Разумеется, он писал не только тиранов, но и богинь, женщин, юношей. Павсаний сообщал, что в Одеоне (в Смирне) была картина Апеллеса, изображавшая одетую Хариту. Говорят, картины его отличались какой-то особенной живостью и изумительной грацией. Полигнот. Амфора с изображением Эос. V в. до н.э.

Полигнот. Амфора с изображением Эос. V в. до н.э.

Другие считали величайшим художником Полигнота. Его картина «Разрушение Трои» украшала Стоя Пойкиле. Говорили, что он открыл искусство, как Дедал – ваяние. Среди других живописных работ назовем Расписную галерею (Пеструю стою), выстроенную около 457 г. до н.э. Это любимое место прогулок афинян. Над ее картинами работали три художника: Полигнот – давший цикл троянских картин, Микон – написавший войну с амазонками, и тот же Микон и Панэн – создавшие знаменитую картину ставшей легендарной Марафонской битвы греков с персами. В античности появились первые критерии эстетического вкуса и красоты. Вообще, надо подчеркнуть особо ту исключительную роль, которую играют в воспитании юношества военные сюжеты. Греки – прекрасные психологи. Они понимали, что нация никогда не будет великой, если в ее искусстве царят мелкие и примитивные вкусы. Взгляните на сюжеты их трагедий, на архитектуру, скульптуру, живопись, керамику. Всюду присутствуют военные сюжеты, любимые ими боги, мотивы путешествий или освоения земель. Вот лишь некоторые из сцен вазовой живописи греков V века: неапольская гидрия «Падение Трои» мастера Клеофрада, луврский килик «Взятие Трои» мастера Брига, эрмитажная чаша «Гибель Трои» мастера Телефа; килик «Ахилл, перевязывающий Патрокла» Сосия (Берлин), «Тесей у Амфитриты» мастера Панайтия из Лувра, гидрия «Поликсена и Ахилл» (Эрмитаж) и многие-многие другие. Мы видим, как героические и трагические события стали сюжетами значительной части художественных произведений тогдашней Аттики. Таким образом, не только «история превращается в мифологию» (А. Пиотровский), но и мифы греков начинают служить истории. Если Россия будет поклоняться золоту и дальше, в наше творческое лоно, как и в лоно Данаи (у греческого мастера Триптолема), никогда не проникнет даже крупица истинного таланта и славы. Ф. Бронников. Освящение Гермы

Ф. Бронников. Освящение Гермы

Гармония, красота и жизненность – вот три требования, три главных заповеди в античном искусстве. Римский архитектор, инженер, изобретатель Витрувий (I в. до н.э.) писал: «Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции, которая по-гречески называется analogia… Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет такого же точного членения, как у хорошо сложенного человека». Также и поэт Гораций (65—8 гг. до н.э.), требовавший от поэта и писателя философского образования, правды и глубокой искренности, призывавший к гармонии, говорил:

Если бы женскую голову к шее

коня живописец

Вздумал приставить и, разные

члены собрав отовсюду,

Перьями их распестрил, чтоб

прекрасная женщина сверху

Кончилась снизу уродливой рыбой;

смотря на такую

Выставку, други, могли ли бы

вы удержаться от смеха?

Верьте, Пизоны, на эту картину

должна быть похожа

Книга, в которой все мысли,

как бред у больного горячкой.

Что являлось причиной повсеместного интереса греков к искусству? Возможно то, что в то время свобода не покидала Грецию. Искусство, как известно каждому, нуждается в свободе так же, как растение – в лучах света. Духовные лидеры греков всегда ставили искусство на одно из первых мест. К примеру, Сократ объявил художников единственно мудрыми, ибо они мудры делом, а не желанием казаться таковыми. Даже императоры Рима, как мы увидим, почитали историков, поэтов, скульпторов, художников. Марк Аврелий учился мудрости у живописца Диогнета, утверждая, что у него он научился умению отличать истинное от ложного и не придавать значения глупостям. Человек искусства мог стать законодателем, мог предводительствовать войсками подобно Ламаху, одному из беднейших граждан Афин. Его статуя могла быть поставлена рядом со статуями великих политиков и даже рядом с богами. Греки ценили труд этих мастеров. Когда Полигнот безвозмездно расписал Стою Пойкиле в Афинах и еще одно общественное здание в Дельфах, всеобщий совет греков постановил в знак признательности за его работу предоставить художнику право проживания во всех греческих городах за счет общества. Его картины в Дельфах изобразили взятие Трои. И. Винкельман считал, например, что это сама природа поспособствовала созданию в Греции наиболее совершенного человеческого племени. Он писал в «Истории искусства древности»:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...