Роль искусств в воспитании народа
Древняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народа
Страница 9

Статуя Афины работы Фидия

Фидий. Зевс Олимпийский

Фидий. Зевс Олимпийский

Великолепная 12-метровая статуя Афины работы Фидия – в длинных тяжелых одеждах, опирающаяся левой рукой на щит, а под ним змей Эрихтоний, в правой державшая статую богини Победы Ники, – была центром всей композиции. Лицо и руки статуи изготовлены из слоновой кости, а ее одежда, украшения и вооружение были из золота. На щите, что держала в руках Афина, показана битва греков с амазонками и гигантомахии – сцены борьбы богов с гигантами. Среди персонажей первого ряда Фидий изобразил самого себя в виде лысого старика, с камнем в руке. Греки сочли его поступок святотатством, вдобавок еще обвинив в хищении золота для статуи, и заточили в тюрьму (431 г. до н.э.). По одним сведениям, он умер в заточении, по другим – был отправлен в изгнание, где и умер. Статуя Афины просуществовала более 900 лет и погибла вследствие бурь и катаклизмов времени. Хотя и говорят, что свято место пусто не бывает, сегодня место это пустынно и вызывает глубокую грусть. Изображение древнего акрополя в Афинах. Фрагмент

Изображение древнего акрополя в Афинах. Фрагмент

В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон станет христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось переделке, в итоге чего уничтожены центральные фигуры восточного фронтона – знаменитой композиции «Рождение Афины». Уже во времена господства римлян и византийцев из Афин вывозились статуи, город был разграблен готами Алариха. Христиане оказались в некотором смысле ничуть не лучше варваров, ибо брали камни для постройки церквей из Парфенона и выпотрошили внутренности Эрехтейона. Когда Афины захватили турки, Парфенон переоборудовали в мечеть (1546). В его юго-западном углу поднялась высокая башня минарета. Затем турки устроили пороховой склад в Парфеноне. Во время осады венецианцами Акрополя и мощного обстрела одна из бомб попала в храм, где хранился порох (1687 г.). Вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады были разрушены. После сдачи турок венецианцы решили увезти в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней с его квадриги – остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном». Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва фигуры упали и разбились в прах. Изображение древнего акрополя в Афинах. Фрагмент

Изображение древнего акрополя в Афинах. Фрагмент  Греческая танцовщица из Италии. Рисунок на

Греческая танцовщица из Италии. Рисунок на вазе

Находки, сделанные в афинском Акрополе в 1882—1889 годах, показали во всем блеске высочайшее мастерство аттического искусства. Оно зародилось позже, чем искусство Самоса и Хиоса, Спарты и Сикиона. Так, только с середины VI века до н.э. встречаем имя ваятеля Эндойоса (согласно легенде ученика Дедала). От других мастеров сохранилось лишь имя (Антенор, Критий, Незиот, Гегесий). В те годы под Перикловым Парфеноном обнаружили целую группу памятников от той эпохи, что предшествует персидским войнам. И это случилось там, где «шедевры Фидия, казалось, не оставили места ни для какой другой славы». Стало ясно: под зданиями V века сохранялось все, что некогда покрывало Акрополь Писистрата. Персы предали храмы огню, разбили статуи или похитили их, хотя что-то и осталось. Раскопки конца XIX века подарили прекрасные скульптуры из мрамора, бронзы, известняка («Геркулес, борящийся с гидрой», «Геркулес в борьбе с Тифоном», «Бык, пожираемый львами»). В статуях и композициях привлекают яркие цвета (красные, синие, белые, розовые, черные). Ш. Диль писал: «Среди первобытных школ Греции ни одна так хорошо не известна, как аттическая и ни одна не заслуживает большей известности. Раньше таких художников, как Каламис и Мирон, Алкамен и Фидий, Афины создали несколько великих, но неизвестных ваятелей, произведения которых, найденные на Акрополе, показывают в целом ряде памятников, сколько было положено упорного труда для медленного достижения успеха». История этих попыток составляет одну из самых интересных и поучительных глав искусства.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...