Роль искусств в воспитании народаДревняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Роль искусств в воспитании народаСтраница 10
Не менее поучительна история того, как «цивилизованная» Европа грабила все эти бесценные достояния греческого народа… В 80-е годы XVIII века посол Франции в Турции вывез в Париж несколько рельефов Парфенона. В 1801—1803 годах известный грабитель древних памятников лорд Эльджин вывез в Англию 12 фигур с фронтонов Парфенона, 56 плит с рельефами фриза и ряд других фрагментов. Сегодня скульптуры из Парфенона имеются во многих музеях мира. Основная часть фриза Парфенона – в Британском музее. Реставрация храма началась еще в XIX столетии. В 1926—1929 годах была восстановлена северная колоннада Парфенона. Вслед за восстановлением колоннады сделали попытку восстановить скульптуры. Это копии-слепки из цемента с добавлением мраморной крошки, воспроизводящие внешний вид подлинников. Затем отреставрировали пол. И все-таки ныне храм – лишь слабая тень былого строения.
Виды музыкальных инструментов
Помимо архитектуры, скульптуры и живописи важную роль в искусстве древних играл танец. Танец возник еще в незапамятные времена, когда люди стремились выразить свои эмоции, подражая движениям животных и птиц. В самом деле, есть неуловимое сходство между играми и танцами тех и других. Каждый танец отвечал характеру народа. Все празднества обычно сопровождались плясками. По преданию, священные пляски перенесены в Грецию из Египта певцом Орфеем. Тот увидел их во время храмовых египетских празднеств. Гомер в «Илиаде» описывает хоровод, а в «Одиссее» изображает мужской дуэт (на фоне танцующих юношей). Лукиан, названный «Прометеем красноречия», написал целый трактат на эту тему – «Диалог о танце». Описания танцев встречаются у Аристотеля и Филострата, в трагедиях Эсхила, Софокла и Еврипида, в комедиях Аристофана. «Лечиться мелодией людям полезно бы было…». В одной из трагедий Еврипида («Финикиянки») герой поет, обращаясь к обагренному кровью убитых Арею, призывая его не к битвам, а к мирным танцам:
Для чего не идешь, господин,
Туда, где юность ликует,
В хороводах сплетаясь светлых,
Где, плющом и тисом увитый,
Волос золотистых локон
У пляшущей девы Хариты
И ходит, и вьется, и пляшет
Под сладкую музыку флейты?
Заметную роль в воспитании греков играли музыка, песни и гимны. Греки любили в музыке ясность, чистоту, благородство и величественность. Колыбельные песни стали зародышем мусического воспитания греков. Сатирик Персий донес до нас содержание и «кормилициной молитвы». Музыканты Греции представлены целой плеядой полумифических-полуреальных личностей – от Орфея и Лина до Марсия и Олимпа. Дата рождения Орфея точно не известна и ее датировки разнятся от XV века до IX века до н.э. Считают, что он родился за одиннадцать поколений до Троянской войны (1336—1334 гг. до н.э.). Народ запечатлел в памяти образ Орфея не только певца, но и мудреца. Напомним, что Пифагор из учения Орфея позаимствовал идею о числовой природе богов, а с книгой «Священное слово Орфея» не расставался до самой смерти.
В древние времена музыка считалась неотъемлемой частью мудрости и знаний: «…можно подумать, что древняя мудрость эллинов была особенно направлена на музыку. Именно поэтому они причисляли Аполлона к богам и Орфея к полубогам и считали их самыми музыкальными и самыми мудрыми» (Афиней, XIV). Известно и мистическое преклонение ученых-пифагорейцев перед гармноничными законами музыки, а великий измеритель моря и земли Архит Тарентский считал для себя важной и почетной миссией – усовершенствовать «педагогическую технологию».
В книге Е. Герцмана «Музыка Древней Греции и Рима» говорится, что Орфея называли сыном музы Каллиопы и речного бога Эагра, потомка знаменитого титана Атланта. Величественный небосвод музыкальных творений зиждется на плечах этого сына «прекраснозвучной» нимфы и правнука титана. С младенчества Орфей был приобщен Аполлоном к музыке, поэзии, пророчеству и врачеванию. По мнению Аполлодора, именно Орфей ввел в эллинскую жизнь пение, став одним из самых выдающихся кифародов Эллады. Видимо, он действительно прекрасно пел.
Смотрите также
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...
Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно
описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна
довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...
История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «шаман» на их языке — связано с понятием « ...